Индо-китайский период
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, вовнутрь и вспять,
Чтобы себя постигнув, Буддой стать!
Бодхидхарма (VI в.)
Индийский период Кэмпо, китайский и японский периоды - все они взаимосвязаны, и эти связи действуют по настоящее время. И было бы весьма не корректным рассказывать лишь о становлении и развитии Сёриндзи в Японии, и в странах, в которых эта система появилась в дальнейшем. Необходимо знать и помнить истоки. Так о чём же говорит история?
Истоки Сёриндзи Кэмпо (впрочем, как и многих других видов единоборств Востока) теряются в глубине веков. Именно по этой причине представляется сложным точное воспроизведение фактов, дат и событий, которые имели место на пути развития этого своеобразного вида совершенствования духа и тела.
Как утверждает предание, в 520 году из Индии, перебравшись через Гималаи, в Китай пришел индийский монах Бодхидхарма (по яп. Бодай Дарума либо Дарума Дайси). Согласно чаньской традиции именно он является первым Патриархом Чань (яп. Дзэн) буддизма (и 28-м общебуддийским). Целью монаха была проповедь буддизма в той его форме, которую он считал верной и вполне доступной для разных слоев населения Китая, потому как на тот момент, практика буддийского Учения у китайцев была сведена к постройке все более дорогостоящих храмов, пагод, извояний из драгоценных металлов статуй Будды и т.д.
В тот период правил император У-ди (502-549 г.), являвшийся ярым приверженцем и покровителем буддизма. Именно тогда развитие и распространение этого Учения по всем провинциям Китая достигло своего апогея. Имея императорскую поддержку, буддийские храмы (яп. Дзиин) вырастали как грибы. К моменту прибытия Бодхидхармы в Поднебесную, по всей территории Китая насчитывалось уже 47 монастырей, находящихся на государственной дотации, 8 монастырей, существовавших на частные пожертвования богатых семей, и 30 000 буддийских храмов, обеспеченных пожертвованиями прихожан.
Между тем, при императорском дворе, куда первоначально попал миссионер, его трактовка буддизма, требовавшая продолжительных сидячих медитаций и углубленного взгляда во внутрь себя, не была понята и принята. На вопрос лянского императора: "Как будут оценены мои духовные заслуги? Ведь я так много денег жертвую на постройки новых монастырей, храмов, поддерживаю буддийские общины, предоставляю монастырям массу льгот". Ответ был прост: "Всё это ничего не стоит и не имеет значения, всё это не более, чем тень и пустота". Сознавая, что от него ожидался совсем иной ответ, Бодхидхарма покинул разочаровавшегося в нём императора и продолжил свой путь, ища последователей и учеников в других провинциях Китая.
Придя в провинцию Хэнань, странствующий монах поселился в монастыре под названием "Шаолинь-Сы". Этот монастырь был построен на горе Сушань специально для индийских миссионеров. Именно там его учение попало на благодатную почву, на которой и зародилось религиозно-философское учение, известное сегодня во всем мире под названием Чань-буддизм. 9 лет Бодхидхарма передавал истинный буддизм монахам.
Сам Бодхидхарма был весьма интересной личностью. Он принадлежал к касте брахманов. Будучи третьим по старшинству сыном владетельного южноиндийского раджи Сугандха, воспитываясь в княжеском дворце, он изучал наряду с древними Ведами и буддийскими сутрами, традиционные воинские искусства, в том числе и кулачный бой (известный под общим названием "боевое искусство древней Индии", по яп. Тэндзику нара но каку). Много времени он уделял физическим упражнениям, памятуя о том, что сам Будда Гаутама покорил сердце принцессы Яшодары только после того, как победил соперников в метании камней, фехтовании и кулачном бою.
С именем Бодхидхармы связывают многие легенды: о появлении в буддийских монастырях традиции питья чая, о создании им "шаолиньского стиля" и пр. Единственным подлинным из приписываемых ему сочинений считается "Трактат о двух вхождениях и четырёх действиях" (по кит. Эржу сысин лунь; по яп. Ниню сигё рон), в котором объясняются основные методы достижения просветления, выражающиеся в интуитивном постижении и практической деятельности. Этот трактат является одним из самых важных текстов, изучаемых в Сёриндзи.
Однако, повсеместную известность Шаолиньскому монастырю принесла, отнюдь не практика Чань-буддизма. Дело в том, что в стенах этого монастыря была разработана уникальная система психо-физического тренинга, ставшая (в последствии) базой для целого ряда направлений единоборств, известных под общим названием - Цюаньфа (кит) или Кэмпо (яп).
Нужно отметить, что сам Бодхидхарма, вероятнее всего, не придумывал и не изобретал техники ведения рукопашного поединка. По-видимому, правильным будет предположить, что за основу преподавания он взял методики древней индийской системы боя, изучаемой в молодости, известной под названием Калари Паятту.
С позиций сегодняшнего дня, можно смело утверждать, что этому виду единоборств более 6000 лет и за свою многовековую историю оно не подверглось значительным видоизменениям. В те времена оно широко культивировалось по всей территории древней Индии. Конечно же, в истории существования Калари Паятту были и моменты забвения, когда эта система была практически утрачена. Однако, были найдены отдалённые небольшие деревеньки, в которых это искусство сохранено и развивается до сих пор.
Как и Шаолиньская школа в будущем, искусство Калари Паятту делилось на Северное и Южное направление, практикующие различные методики овладения оружием, вольным боем и медицинскими аспектами.
Южное направление Калари Паятту, которое, собственно, и изучал Бодхидхарма, включало в себя 5 уровней: одиночное исполнение техники с оружием и без него, методы удержания, удушения, сопровождения, техника бросков. Наиболее интересными разделами были, пожалуй, методы ведения свободного боя и способы воздействия на жизненно важные центры тела человека. Но при всей многогранности и действенности этой системы нужно отметить, что она базировалась на серьёзной религиозной платформе.
Кстати, знания об энергетических каналах на теле человека, точках и методах воздействия на них, китайцы узнали тоже благодаря буддийским монахам из Индии. Не было никакого больного китайского крестьянина, который случайно, работая на поле ткнул себя куда-то, и после этого выздоровел. В Китай эти знания поступили уже в готовом виде. 2500 лет тому назад, во времена Будды, жил известный врач по имени Гиба (яп). Откуда знал он обо всём этом, история умалчивает, однако, эти знания передавал людям именно он. Попав в Китай, эти знания стали развиваться далее, и, в конце концов, возникла китайская медицина. Многие методы воздействия на точки и каналы впитали в себя и боевые искусства Китая.
Таким образом, с помощью Бодхидхармы, в своих разработках философии и техники Кэмпо, китайские монахи имели уникальную возможность использовать опыт своих индийских предшественников. Мировоззрение сподвижников индийской школы не конфликтовало с китайской ментальностью того времени. Оно чрезвычайно гладко вписывалось, и поэтому, именно в Китае с лёгкостью были подхвачены эти идеи.
До прихода Бодхидхармы в Шаолине вся практика буддизма преимущественно сводилась к чтению сутр, пению мантр и сидячей медитации (яп. дзадзэн). Новшество Бодхидхармы имело простой смысл: "Необходимость одновременного развития, как Духа, так и Тела". Вот чего не хватало раньше в практике. Все, в лучшем случае, были увлечены лишь развитием собственного Духа, забыв о другой неотъемлемой составляющей любого живого существа - Теле.