Ведическое боевое искусство - Калари-Паятту
Калари-Паятту - ведическое боевое искусство, ритуальное единоборство, которое означает "практика боевых приемов в священном месте". Его считают родоначальником многих боевых искусств, жемчужиной, сохранившейся до нашего времени. Это уникальное искусство, объединяющее в себя физические, умственные и духовные методы воспитания. В традиции Калари-Паятту соблюдается преемственность (передача искусства от учителя к ученику). Учителя называют Гурукалом или Ашаном. Учителю оказывается почтительное отношение через поклон и прикосновение стоп в знак повиновения и дисциплины. Кодекс дисциплинарных правил называется самайя, и он особенно соблюдается в рамках занятий для избегания ненужных конфликтов и травм. Калари-Паятту - не просто боевое искусство, а стиль жизни, путь развития, физического и духовного. Одной из особенностей Калари-Паятту является наличие алтаря с Божествами в месте, где проводятся тренировки. И вместе с выражением почтения Учителю, выполняются ритуалы и делаются подношения божествам, находящимся в калари. Для допуска в калари новому ученику необходимо сделать подношение, например, в столице штата Керала - это цветы, серебряная монета, три листка беталя, банан и рисовые хлопья.
По сути, Калари-Паятту - это боевой ритуал, который практикуется в храме (калари), который в форме одиночного или парного танца с оружиями или без, подносится Божеству для развития своей универсальной силы. Высшей практикой Калари-Паятту есть практика боевой магии, связанная с традицией Тантры, в которой в качестве оружия используются мантры. В современном обществе мантры, как вибрации священных оружий, и тело, подготовленное боевой йогой, являются более действенными силами, нежели настоящие металлические инструменты и доспехи.
С самого начала ученик изучает физическое тело через упражнения и массаж, которые бывают коллективными и одиночными. Вначале тренировки ученики смазываются маслом, чтобы разогреть мышцы и сделать тело гибким. Затем повязывают 1,5-метровые повязки (кача) в стиле качхакетал. Считается, что они защищают прану (жизненную энергию) ученика в бою. Затем изучаются специальные позы, напоминающие формы животных и похожие на асаны в йоге. После этого преподается наука шагов, позволяющая переходить от позы к позе. Повторение этих упражнений делает тело гибким и текучим как вода. Дополнительные силы обретаются через правильное дыхание, умение концентрироваться и получать видение будущего или интуицию через поклонение Богу. На протяжении всего периода обучения ученик должен следовать правилам благочестия (дхармы), отказавшись от вина, табака, секса, сна в дневное время, лени, обмана и т.п.
Вообще, техника Калари-Паятту родилась из наблюдений за движениями 8 животных: лошади, павлина, змеи, боевого петуха, слона, тигра, льва и дикого кабана. Когда любое животное борется, оно использует целое тело. Это также применяется в Калари-Паятту. Например, лошадь является животным, которое может сконцентрировать все силы в центре и быстро перепрыгивать. Павлин, когда собирается атаковать своего неприятеля, расправляет перья, поднимает шею и танцует, уравновешивая себя на одной ноге. Затем он сдвигается на другую ногу и атакует, перепрыгивая и ударяя. Змея атакует своего неприятеля вставая; тем не менее, хвост остается на земле без перемещения. Из этой позиции, она может повернуть в любое направление и кусать человека. Петух при атаке использует все части тела: крылья, шею, ноги, ногти на лапках. Он поднимает одну лапку, трясёт своими перьями и шеей, фокусирует взгляд на враге и нападает.
Слон - сильнейшее животное, которое, двигаясь по лесу, убирает все препятствия на своем пути. Практически, для него нет преград, он идет на пролом. Лев и тигр наделены необычайной ловкостью, грацией прыжка, внезапностью атаки и силой удара.
Однако в основе калари-паяяту лежит не только движение животного, но и способ использования природной энергии и внутреннего наполнения движений.
Обучение Калари-Паятту состоит из четырёх этапов. Первый включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, а также обучение техникам аюрведического массажа. В результате чего тело становится гибким, сильным и выносливым. На этом этапе обучения тело ученика должно в совершенстве научиться чувствовать, какую позу ему принять, в какую сторону и с какой скоростью двигаться.
Второй этап - это работа с деревянным оружием разной длины и формы. Только когда ученик готов физически, психологически и духовно, ему разрешается взять свое первое оружие. Если ум и тело готовы, то практика с оружием становится интеграцией физического совершенства. Ученик начинает свое обучение с деревянного оружия, и затем, по мере совершенствования, переходит к металлическому. Работа с металлическим оружием (мечом, щитом, ножами, кинжалом, копьём и другими) является третьим этапом искусства Калари-Паятту. Одним из самых опасных оружий считается Уруми - гибкий меч. Каждое оружие имеет свои базовые стойки и движения, в результате практики которых оружие становится как продолжение тела.
Последний этап является боем безоружных противников или безоружного с вооружённым. На этом этапе ученику передаются Знания о жизненно-важных точках (мармах), воздействуя на которые можно как убить, так и вылечить человека. Это является высшим знанием в любом боевом искусстве… Знания о мармах передаются, как правило, через традиционный аюрведический массаж. На этом этапе ученик учится отражать атаки противника, в том числе, воздействуя на различные болевые точки. Вообще Калари-Паятту является не только древней традицией боевого искусства, но и искусством врачевания. Многие гурукалы - мастера каларипаяту являются врачевателями, и часто сосредотачиваются в дальнейшем исключительно на медицине (Аюрведе).
Калари-Паятту - это путь древних воинов Индии, кшатриев. Оно является знанием Дханурведы, которому Дроначарья учил Пандавов и Кауравов. Это описано в Махабхарате. И по сей день в калари часто ставятся изображения учителей-героев из Махабхараты: Арджуны, Бхимы, Дроны и т.д. Ведь эти великие воины-герои обладали мистическими силами и способностями, приобретенными по милости богов. Например, Бхима был наделен силой десяти слонов, и в борьбе c противником использовал именно свою грубую физическую силу. Он был мастером в борьбе на булавах. Его брат Арджуна был великим лучником и использовал более тонкое совершенство, приобретённое в медитации. По этой причине сегодня мы можем наблюдать две школы Калари-Паятту - одна следует по пути Бхимы и совершенствует свои физические навыки, а другая использует более тонкие методики Арджуны.
Первые же знания о Калари-Паятту, как гласят легенды, подарил людям Шива Натараджа, создатель всех 64 искусств, описанных в Ведах. Пурушурама - один из его учеников - стал мастером этого боевого искусства и обучил ему четыре клана семей браминов. Парашурама является одним из воплощений господа Вишну, целью которого было уничтожить тиранию на Земле. Любовь к военному искусству у Парашурамы проявилась с детства. Он любил стрелять из лука и играть с оружием, и был совершенно безразличен к философии и к духовной практике, не смотря на то, что родился в семье брахмана. Его отец был одним из семи ведических риши - Джамадагни. Считается, что Парашурама овладел всеми видами боевых искусств и разными типами оружий. Он обычно изображается с множеством оружий в двух руках, которые вращаются с огромной скоростью. Парушарама создал штат Керала, назвал его Парашурама Кшетрам. Он стал основателем 108 первых храмов Калари, а также - культа Шакти в Керала. В те давние времена каждая деревня имела своего мастера, от которого передавались знания из поколения в поколение вплоть до наших дней.
В настоящее время искусство Калари-Паятту становится всё более популярным, потому что помогает сделать тело сильным, а ум чистым и ясным. Ребенок может заниматься данной системой с 6-7 лет. Калари-Паятту также очень подходит для женщин, поскольку одной из главных Богинь почитания является Богиня Махакали, дарующая женщинам необычайную силу в бою, в бизнесе, в сексе и в здоровье, раскрывающая ее магические способности. Тогда как физический учитель есть проводник силы Богини. Кстати, некоторые болевые точки на женщинах не работают, это объясняется тем, что они обладают повышенной устойчивостью к подобным приемам.
Для мужчин эти занятия хороши для освобождения от стрессов, скрытой агрессивности, поспешности и раздражительности, для понимания своей внутренней энергии, развития лидерских качеств, интуиции и усиления скорости интеллекта.
Калари-Паятту утверждает равновесие трёх основ тела - ваты, питты и капхи, что является совершенством Аюрведы и основано на Сушрута самхите. Тело становится гибким, физически развитым, устойчивым к холоду и жаре, внушающим страх, стройным, сияющим и привлекательным. Старческое слабоумие не приходит так быстро, а болезни убегают, как животные, увидевшие льва. Желудок становится способным усваивать не подходящую и даже не подготовленную пищу. Лицо выражает уравновешенность и силу, что возможно после многих лет тренировок тела и сознания. Увеличивается рост детей, уменьшается тучность, происходит избавление от болезней, улучшается кровообращение и дыхание, происходит омолаживание. Целью Калари-Паятту есть познание высшей силы Божества в своем теле, которая делает социальную жизнь более легкой, спокойной, целенаправленной и мудрой.
(Статья подготовлена Еленой Эканангой для газеты "Астроведа - лунный календарь")