Встреча с Макино Сэнсэем
Ну вот и случилась долгожданная встреча с сэнсэем Макино Киёси (дайханси, 9 дан, раньше – второе лицо в Конго Дзэн Сохондзан Сёриндзи). К сожалению, запланированная двухдневная поездка в онсэн не получилась по организационным причинам, сэнсэй смог уделить нам всего лишь 3 часа, из которых час он рассказывал о своем знакомстве с Кайсо и начале своего пути в Сёриндзи, и два часа показывал технику. Участие принимали кэнси нескольких филиалов префектуры Тояма, а так же студенты Тоямского университета.
Про приход в Сёриндзи... Сэнсэй Макино занимался Ниппон кэмпо и боксом, потом в газетах стал встречать заметки про Сёриндзи, ему понравилось, он стал их собирать. Потом на эмбукае в Киото увидел Кайсо ("основатель", так называли Со Досина). Его так привлекла харизма Со Досина, что он в тот же вечер подошел к нему с просьбой принять в ученики. В то время, чтобы стать кэнси Сёриндзи Кэмпо обязательно нужен был поручитель, без него в додзё не принимали. Кайсо спросил: «А кто твой поручитель?» «Я набрался храбрости и сказал – да я первый раз пришел, откуда у меня может быть поручитель?», «Тогда я буду твоим поручителем» - ответил Кайсо. С этого времени Макино Кёси постоянно занимался под руководством Со Досина и все экзамены вплоть до 4-го дана у него принимал лично Основатель.
Про технику… Сейчас часто бывает когда студенты подходят и говорят: «Сэнсэй, объясните как делать такой то прием для эмбу или для экзамена», или «Покажите такой то прием, но только не больно». Я не понимаю, как это?! что это происходит??!! В наше время была только одна техника – рабочая! Кайсо вообще особо не объяснял как делать, он выполнял на мне технику несколько раз, потом спрашивал: «Ну, ты понял?» Мне было очень больно, поэтому я говорил: «Да, да, понял». – «Врун! Ну-ка, повтори!» Но у меня ничего не получалось и так повторялось постоянно пока я не понимал что нужно делать. Сейчас очень подробно объясняют каждый шаг, но сделать быстро не все могут, Кайсо делал технику за одно мгновение. Правильно выполненное кагитэ сюхо – это 80% успеха, остальные 20 зависят от роста/веса/пола/уровня противника; нагэ вадза – это продолжение нуки вадза, т.е. из того же положения где должно заканчиваться маки нуки, продолжается окури готэ».
Так же сэнсэй много говорил о маай (дистанция) – например надо следить за тем чтобы при кагитэ сюхо ваше мэ учи доставало, но противник не мог ударить вас свободной рукой. Тоже самое при катамэ вадза – не должно быть таких положений из которых противник легко может вас контратаковать. При освобождениях контратака должна быть немедленной, иначе противник тоже может контратаковать.
Про кумиэмбу... «Я не люблю эмбу. Моя первая публичная демонстрация кумиэмбу состояла из одного котэ нуки, потому что я уракэном разбил партнеру нос».
Про современное Сёриндзи... (видимо у сэнсэя Макино была бурная юность) он рассказывал о постоянных каких-то потасовках, драках: «в наше время мы одевали жилеты, перчатки и спарринговали... Сейчас я приезжаю на тайкай в Кансае и вижу больше половины зала женщин и детей. Было и такое, что приходили сэнсэи из Каратэ, мы писали расписки, что не будет претензий в случае травм, и проверяли наше умение... Приходил сэнсэй Айкидо, заявивший что мы украли технику Айкидо. После того как он не смог провести на мне ни один прием, а я в качестве каэси вадза сделал вариацию гяку готэ, он спросил – сколько денег я заплатил, чтобы этому научиться? На что я, конечно же, не мог ответить, так как мы не платили деньги за технику. Сейчас я всё чаще сталкиваюсь с тем, что Сёриндзи принимают за танцы – делая только внешнюю форму техники и совсем забывая о госиндзюцу (самооборона, как прикладной аспект)».
Личные впечатления... Сэнсэй родился, кажется, в 1936 году. Несмотря на возраст, все еще в здравом уме и сильном теле, хотя, понятно, что поговорить ему хочется больше, цепкий захват, быстрое и главное, наработанное до рефлекса мэ учи. Своеобразный подход к технике – правда сказали, что так делают многие киотские сэнсэи, даже есть такое выражение «Киото-рю», немного другие углы, много внимания уделяется умпохо. В итоге – больно. Ничего такого замудреного не делали – окури готэ (сэнсэй сказал, что по его мнению это самая сложная техника, недаром столько Хэнка), гяку готэ, оси готэ, кири готэ, удэ дзюдзи.
В заключение хочется сказать – очень и очень жаль, что люди, для которых Сёриндзи не только «ГЁ», но и эффективная система самообороны стареют и уходят от нас, а политика партии не даёт им развивать достойную смену. Остается только надеяться на иностранные филиалы.
Гассё!
(автор статьи Константин Малыгин, весна 2010 год)