Я человек Мира, или кто такой патриот
Хованский Дмитрий Леонидович
5-й дан, филиал "Кита Одесса"
июнь 2014 г.
Вместо предисловия
В последнее время, особенно в свете целой череды майданов, это слово приобрело много новых оттенков, не всегда удачных и не всегда принимаемых весьма внушительной частью общества. Не хочу пускаться в банальные пересказы значения этого слова, даваемые в Википедии или каких-либо словарях, однако хотелось бы привязать эту статью к Сёриндзи Кэмпо, к боевому искусству, к философии буддизма, к японскому языку. В общем рассмотреть его по возможности всесторонне, но под восточным соусом.
Итак. В японском языке слово патриот звучит как «айкокуся» (???), где «ай» (?) – любовь, «коку» (?) – страна, а «ся» (?) – персона, человек, личность. Объединив эти три слова можно без труда получить понятие «патриота», как «человека, любящего свою страну».
Думаю, что здесь не будет особых разногласий с большинством людей, кто считает себя патриотами, или просто когда-либо задумывались о смысле этого слова. Однако хотелось бы больше разобраться в значении каждого слова, а также в их взаимосвязях. Ведь многие смогут ответить, что значит любить своих детей или родителей, братьев, сестер или друзей... Но что значит любить свою страну, свою родину? Здесь можно еще немного перефразировав, спросить: «Что такое ЛЮБИТЬ свою родину?», или «Что такое любить СВОЮ родину?», или «Что такое любить свою РОДИНУ?». Давайте вместе попытаемся разобраться в этом.
Как-то раз, проводя теоретическое занятие в детской группе (9-10 лет), я спросил детвору: «Почему вы любите своих родителей?» В ответ сразу прошла волна смеха со словами «это же просто, что за вопрос?»... Я продолжал: «Да, да, говорите, я внимательно слушаю...» Смех стал понемногу стихать, потом стало совсем тихо. Ответы посыпались не сразу, если здесь вообще будет уместно слово «посыпались». Были робкие попытки сказать, что любим их потому, что они покупают какие-то игрушки, но такие ответы моментально отметались другими детками, которые резонно спрашивали: «А если тебе не купят игрушку, ты что перестанешь их любить?» Были ответы «потому что нас любят», но и они не выдерживали никакой критики со стороны других детей. В общем, «зависли» детки.
Тогда я задал им другой вопрос: «Подумайте, почему родители вас любят?» Здесь тоже было несколько ответов из разряда «потому что я всегда им помогаю» и «потому что я учусь хорошо»... Но и эти ответы сразу наталкивались на вопросы... «Вас что перестанут любить, если не поможете или принесете плохую оценку из школы?» Опять «зависли».
Перебирали долго, находили разные причины, среди них были и смешные и просто нелепые, но все они не нравились. И в первую очередь детям. (Я старался детей не подталкивать к какому-либо ответу).
Скажу откровенно, что если в самом начале такого диалога в нем принимала участие лишь небольшая часть группы, то ближе к концу – участвовали все. Зацепило! Споря, перекрикивая друг друга, а зачастую дополняя друг друга, дети искали ответы на вопросы, которые им раньше и в голову не приходили... «Почему мы любим?», «Почему нас любят?»
Я бы их свел к одному вопросу – «Что такое любовь?»
Что такое Любовь?
Само слово очень емкое, несмотря на то, что его величие в последние десятилетия нивелировано... На понимании его сути, на бесконечном развитии этого чувства, на привнесении его в повседневную жизнь, пропитывая им всё и вся, базируется всё буддийское учение. Однако не будем сейчас в него вдаваться чересчур глубоко, а возьмем оттуда только два важных для нашей темы тезиса – обусловленная и безусловная любовь.
Именно обусловленная любовь отметалась детьми, когда предлагались версии на манер «нас любят потому что...» или «мы любим потому что...». Говоря по правде, это и любовью-то в буддизме не называют. Этому есть иные термины: привязанность, взаимная выгода, или банальная эксплуатация кого-либо. Да много еще разных слов можно найти, но речь сейчас не об этом. На мой взгляд, самое важное, что тогда произошло на занятии, так это то, что дети интуитивно пришли к пониманию «Безусловной Любви». Они все сошлись на мнении, что «нас родители любят потому, что мы просто есть», а «мы любим своих родителей просто потому, что они есть».
Согласен, звучит весьма просто, только вот такая формулировка прозвучала далеко не сразу. Но ведь прозвучала!
Итак, пришли к тому, что причин для истинной, искренней, безусловной любви, нет. На относительном уровне нет. На абсолютном они, конечно же, есть. Но теперь надо сформулировать само действие, реализацию, проявление этого чувства.
На Земле сейчас живет около 7 млрд человек. Все мы разные. Разные расы, национальности, языки, культурные ценности, истории, религии... Да всё разное. Все мы обусловлены различными наборами факторов, которые нас постоянно формируют, изменяют, дополняют. Отсюда и наши различия. Но ведь должно быть что-то похожее, что-то, что есть у всех, или почти у всех... Во всяком случае, у большинства... Стремление к счастью! Все люди (не принимая во внимание суицидальных социопатов) хотят счастья. Никто не хочет испытывать разлуку с любимым человеком (или животным), никто не хочет, чтобы у него болел зуб, или испытывать сильный холод... Понятно, что могут сейчас найтись спорщики, но, думаю, на глубинном уровне они тоже хотят спокойствия и благополучия для себя и для своих близких, здоровье и достаток, хотят испытывать чувство безопасности и стабильности.
В целом, безусловную любовь можно определить как всяческое способствование и максимальное содействие достижению счастья другим человеком или, в широком смысле, – всеми живыми существами.
Вот у нас и появилось первое, более или менее ясное представление о «Безусловной Любви». Идем дальше.
Что такое Страна?
Здесь можно опять погуглить, найти много умных и оригинальных определений. Но хотелось бы порассуждать самостоятельно, без наносных шаблонов.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих понятие «своей страны» или родины ассоциируется с тем местом, где прошло детство, с отчим домом, с теми деревьями, на которых лазили и срывали еще зеленую черешню или шелковицу, со двором, где играли со своими друзьями так самозабвенно, что мамам или бабушкам стоило огромных усилий загнать домой и накормить. Это многие места, которые связаны непременно с теплыми и уютными воспоминаниями. Эти чувства чрезвычайно важны. В духовной практике они имеют просто колоссальную ценность. Но они весьма слабо связаны с сутью слова «патриотизм». Вот смотрите, если взять для примера детей в семьях военных и вспомнить времена при Союзе – сегодня папа служит в Подмосковье, завтра на дальнем Востоке, потом его могут перебросить в Прибалтику, а потом в Среднюю Азию... И везде детки находили своих друзей, везде есть свои деревья, везде есть свои уютные, милые сердцу, дворики... Здесь, конечно, тоже можно поспорить, ведь тогда Советский Союз был единой страной, и все эти миграции не особо противоречили понятию патриотизма или «своей страны». Но сейчас наступил век глобализации, люди имеют возможность свободно перемещаться по всему Земному шару. Если ребенок родился во Франции, на летние каникулы ездил к бабушке в Италию, а после окончания французской школы, поступил в университет в Берлине, где влюбился, женился и уехал к жене в Австралию к кенгуру... Где его родина? Ведь везде были места, столь близкие его сердцу...
Возражать можно сколь угодно долго, и при этом даже грамотно аргументировать, но, в конце концов, придется согласиться, что то дерево – не является родиной (тем более, если его давно уже спилили), отчий дом – не является родиной (тем более, если его уже давно продали или вообще снесли), озеро, в котором купались, лес, в котором ягоды собирали... Это только лишь яркие моменты в нашей индивидуальной памяти, которые мы помним и осознаем как позитивные. Но у каждого они свои.
Следовательно, если эти ментальные конструкции называть «своей страной» или «своей родиной», то будет 7 млрд. родин – по одной на каждого. Многовато...
Можно абстрагироваться от эмоциональной сферы и исследовать понятие родины на интеллектуальном уровне. Страна – это территориальное образование, со своими политическими, национальными, культурными и др. границами, со своей государственной символикой, языком, законами и т.д. Но и здесь есть много не ясного...
Достаточно хоть немного покопаться в истории, как можно увидеть насколько сильно двигались границы у большинства стран (если не у всех). Они, то становились целыми империями, то исчезали с карты вовсе. Каким же здесь образом можно говорить о «своей стране»? Территории то и дело переходили от одних правителей к другим, меняя при этом и государственную символику в том числе.
Язык? Тоже сомнительная точка опоры. Есть страны, где государственными языками являются даже не два, а больше языков (например, Швейцария – на 8 млн. человек 4 (!) государственных языка). И все языки имеют одинаковый статус. Носители одного языка не позиционируют себя в качестве титульной нации по отношению к другой. Я уже не говорю о том, что и сами языки претерпевают постоянные изменения. Достаточно сравнить любой современный язык с его аналогом 100-летней давности.
Век глобализации и новейших информационных технологий дает возможность всем языкам обогащаться. И это великолепно!
Но что со «страной»-то делать? Ах, да... Законы! Законы, армия, милиция (можно вспомнить еще тюрьмы и т.д.) – это всего лишь инструменты, при помощи которых поддерживается жизнедеятельность государства, страны. Но ведь они не могут являться самим понятием «своей страны» или родины...
Культура. Здесь если поразмыслить непредвзято, то на выходе тоже можно получить определение, что это лишь общепринятый набор каких-либо обусловленных действий и т.д. на конкретной территории, у конкретной народности, в конкретный исторический период времени. Ведь понятно, что и культура меняется достаточно быстро. Особенно сейчас, когда у людей столько возможностей для путешествий.
К чему мы пришли? Где же все-таки родина или то место, которое хочется назвать своей страной? Или может не место? Тогда что? Что любят патриоты? Пограничные столбы? Язык? Законы? Культуру? Многие скажут: «Да! И это тоже!» Тогда здесь можно задать еще один вопрос: «За счет чего (или кого) сохраняются язык, культура и т.д.?» Правильно, сохраняются и развиваются они только лишь потому, что есть «носители», то есть ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕКИ.
Человек, желающий считать себя патриотом, может направить свои силы на глубокое изучение культурного наследия (фольклор, сказки, притчи, частушки, поговорки, приметы и т.д.), изучение языка (разговаривать на более богатом, литературном, лингвистически правильном языке), изучение истории и т.д. Это то, что касается сохранения. Но также это необходимо рассматривать и со стороны развития. Например, научные открытия, художественные произведения, фильмы, живопись, поэзия, архитектура, спортивные достижения, различные изобретения, которые могут облегчить жизнь людям не только в своей стране, но и во всем мире. Да много еще можно перечислять.
Человек – это основа любой страны. Если не будет людей, то не будет ни языка, ни законов, ни культуры, ни флага, ни пограничного столба. То есть мы пришли к тому, что страна – это ЛЮДИ (которые как минимум там живут). Интересный результат исследования, не так ли?
Любить можно до этого пограничного столба... Дальше - ни-ни
Исходя из всего сказанного выше, сейчас можно немного перефразировать первоначальное определение слова «патриот» – это «человек, который любит свой народ». Что такое «любит»? Уже рассматривали – всячески содействует достижению счастья.
В старой версии «Синдзё» (один из священных текстов Сёриндзи Кэмпо) были строки:
«...мы, японцы, любим свою родину
И желаем счастья своему народу!...»
На первый взгляд, весьма по буддийски звучит. Но есть маленький, почти незаметный вопрос... «А другие народы?» А если половина родственников живёт в соседней стране, как это есть у огромного числа семей в России и Украине... А если за свою юность человек поменял три страны, то где «его народ»? Да и что это за формулировка «свой народ»? Здесь опять можно свалиться в рассуждения о том, что у «своего народа» цвет кожи определенный, разрез глаз, национальные герои или границы, о которых договорились какие-то «дяди», которых мы в глаза никогда не видели... Но давайте всё же использовать свою способность смотреть более широко, и не поддаваться на уговоры этих «дядь», что до этой линии твоя страна, твой народ, а за ней – не твоя, не твой... И мало того – там враги. Это весьма примитивная форма манипулирования общественным сознанием.
Уже говорилось о том, что одним из фундаментальных качеств людей, а возможно и всех живых существ, является стремление к спокойствию и счастью. Этого хотят люди и по эту сторону границы, и по ту, говорящие на китайском или румынском, двухметрового они роста или ниже, носят они дорогие брендовые костюмы или набедренные повязки. У всех одна устремленность – к счастью.
Да, оно – счастье – у каждого своё, но всё равно в чем-то схожее.
Опыт Кайсо (Основателя)
Кайсо, когда вернулся в послевоенную Японию и увидел ту разруху, падение нравственности, потерю духовных ориентиров, создал Сёриндзи Кэмпо – систему, развивающую личность. Личность, обладающую чувством ответственности, справедливости и состраданием. Он не сделал каких-либо важных открытий (если не считать открытием создание уникальной боевой системы Сёриндзи Кэмпо), он не написал каких-либо художественных произведений (однако им написано много книг, которые напрямую или косвенно оказали свое благотворное влияние на сотни тысяч людей), он не организовал художественную галерею (хотя в монастыре в музее есть несколько его картин)... Он сделал главное – воспитал целое поколение молодых людей, которые благодаря своим развитым положительным качествам, смогли поднять разрушенную Японию с колен. Он воспитал духовно взрослых людей, которые в состоянии адекватно оценивать ситуации и реагировать на них с учетом многих сопутствующих факторов. Его можно со всей уверенностью назвать патриотом Японии. Он горячо ее любил, о чем неоднократно писал в своих книгах и подчеркивал во время своих лекций.
На мой взгляд, именно такой подход является патриотизмом – любовью к своей стране, своему народу – так как всё вышеперечисленное базируется на слове Любовь. И заметьте, это никоим образом не связано с уничтожением людей, которые имеют иные убеждения или привыкли разговаривать на другом языке (на котором их научила мама). Это абсолютно позитивное, конструктивное и эволюционно оправданное чувство взаимоуважения и взаимопомощи, направленное на созидание и развитие.
Любовь и ненависть не могут сосуществовать вместе. В один момент времени есть либо Любовь, либо ненависть.
Вся статья была о том, что патриотизм – это любовь (ведь неспроста первым иероглифом в слове «патриот» в японском языке пишется «любовь»). А раз есть ненависть, значит нет любви, а если нет любви, то нет и патриотизма.
Всё оказалось как всегда достаточно просто.