Что такое Конго Дзэн?
Судзуки Ёситака
8-й дан, Хомбу
ноябрь 2007 г.
Какой была Япония, когда создавалось Сёриндзи Кэмпо?
60 лет назад всё было совсем по-другому. Это было время выживания, которое очень отличается от сегодняшних дней. Когда Япония проиграла войну, я был в выпускном классе средней школы. Я уверен, что я не был единственным, кто тогда испытывал трудности. Абсолютно всё было дефицитом, и мы все были очень голодны. В те дни мы не могли проявлять заботу о других. Все беспокоились только о том, чтобы найти возможность прожить ещё один день. Ничего нельзя было купить, не было никакой пищи. Как я уже сказал, это были весьма трудные времена.
Хотел бы рассказать о средней продолжительности жизни в те года. В 1947 году, 60 лет назад, когда было создано Сёриндзи Кэмпо, средняя продолжительность жизни в Японии составляла всего 43 года. Можете ли вы в это поверить? В настоящее время средняя продолжительность жизни увеличилась до 80 лет. А тогда — 40! Таким образом, средний возраст увеличился в два раза! Сейчас у нас есть гораздо больше времени и многие вещи для нас стало гораздо легче сделать. В действительности, даже слишком легко. Нам нужно прилагать всё меньше и меньше усилий, чтобы что-то сделать. Как будто единственное, что мы делаем — это «просто живём». Сейчас жизнь проста. А 60 лет назад жизнь была так тяжела.
Прошло 60 лет и мы достигли легкой жизни. Но вместе с тем появилась и проблема. Жизнь стала настолько легкой, что у нас нет осознавания того, что мы живем. Допустим, что вы в поте лица работаете над чем-то целый день. И когда, наконец-то, заканчиваете, то чувствуете удовлетворение, и это станет вашим достижением. Сейчас подобные достижения исчезли, в жизни появляется пустота. Общество также изменилось и в будущем тоже будет постоянно меняться.
Некоторые вещи не меняются… Даже со временем
В нас есть что-то такое, что никогда не поменяется. Это может трудно для нашего понимания, но речь идёт о человеческой сущности. Мы живём автономно. Это означает, что мы не можем попросить кого-то прожить за нас. Никто не может прожить нашу жизнь вместо нас. Когда попытаемся отыскать самую суть нашего бытия, то увидим, что живём жизнью, которой никто другой не может прожить. Такова истина, которая остаётся неизменной, независимо от времени. Так было раньше и так будет всегда оставаться таковым. Только ты сам сможешь прожить свою жизнь. Если ты хочешь лучшего для себя, то только ты сам можешь приложить необходимые усилия. Старания других людей не смогут сделать тебя лучше.
Есть и другая сторона этой истины. Твоя жизнь — только твоя и никого другого, но ты не живёшь только лишь благодаря себе. Это другая важная вещь. Мы не можем жить одиночками. Жизнь включает в себя принятие пищи и ношение одежды... Один человек самостоятельно не может изготовить всё необходимое для своего существования. Мы не можем жить сами по себе. Я уже говорил, что ваша жизнь есть только вашей и никого другого. Следовательно, ваша жизнь такая, какой вы её делаете. Хорошая она или плохая. Но вы не живёте в одиночестве. Мы можем жить своей собственной жизнью, благодаря существованию других людей. Это самый важный момент человеческой жизни. И то же самое будет и через сотни лет.
Как нам следует жить в современном мире?
Позвольте мне рассказать, как нам жить сегодня. Есть три нормы поведения в жизни.
Во-первых, нужно иметь надежду. Нам необходимы надежды и мечты, ради которых стоит жить. Благоприятно знать свой Путь, на котором можно отыскать свою надежду. Крайне важно осознавать, как реализовать свои желания, распознать свои стремления в данном жизненном моменте.
Во-вторых, необходимо знать, когда требуется проявить больше терпения. Даже если у вас есть непреодолимое желание что-то получить, это совершенно не означает, что можно делать всё, лишь бы этого достичь. Вы должны знать, когда нужно сказать себе «всё, достаточно!», когда нужно проявить терпение. Необходимо упорно трудиться для реализации своих мечтаний и надежд. Вы должны быть в состоянии себя контролировать. Самоконтроль имеет чрезвычайно важное значение.
В-третьих, не сравнивать себя с другими. Сравнивайте себя только с самим собой, например, с собой вчерашним. Вы упорно трудитесь, чтобы стать лучше. Но когда вы сравниваете себя с другими, это нехорошо. Измерение ваших собственных стараний, сможет усилить вашу мотивацию. Такой подход более позитивный. Это основа жизни. В то же время вы не должны упускать из виду и другую сторону медали. Это самое важное в Учении Сёриндзи Кэмпо. Избегайте эгоистичную жизнь, а также жизнь, лишённую чувства собственного достоинства. Остерегайтесь жизни, в которой вы думаете только о себе.
Что является причиной всех плохих поступков в мире? Любое преступление происходит из-за эгоизма, когда человек начинает думать только о себе. Вы также должны быть осторожны, чтобы не жить без самоуважения. Человек с такой жизнью не имеет своего мнения и он чрезвычайно зависим. Такой человек во всех своих бедах всегда винит только других. Мы не хотим такой жизни, без самоощущения, но так же не хотим и жизни эгоистичной.
Для чего мы практикуем Сёриндзи Кэмпо? Чтобы не быть человеком без самоуважения. Чтобы не быть эгоистом. Именно вы являетесь самым важным для себя, и ваша жизнь есть исключительно вашей. Если вы хотите лучшей жизни для себя, вам необходимо это делать самостоятельно. Вы не можете постоянно полагаться и рассчитывать на других или думать только о себе. Мы практикуем Сёриндзи Кэмпо для достижения истинной силы, благодаря которой мы станем самостоятельными.
Что такое Учение Конго Дзэн?
Только что я вам рассказывал, что ваша жизнь есть исключительно вашей. Это не только то, КАК вы живете, но и сама жизнь. Моя жизнь принадлежит только мне и никому больше. Я не поменяю её на жизнь другого. Это очень глубокая истина. В Учении Конго Дзэн это называется «Дхарма». Помните первую строфу «Синдзё – Наставлений»?
Мы, получив Дух от Дхармы,
Тело от родителей,
Преисполнены благодарности,
Глубина которой неисчерпаема.
Тут появляется слово «Дхарма», которое не знакомо для начинающих. Говоря простыми словами, «Дхарма» означает «Закон, по которому функционирует жизнь». Позвольте мне рассказать вам, что такого важного в том Законе, по которому протекает жизнь…
Во-первых, это абсолютная уникальность жизни. Другой такой же нет. Удивительно, что у нас есть жизнь, которая не может быть ничем заменена.
Во-вторых, проявление себя в миру имеет бесконечное число возможностей. Жизнь позволяет вам быть кем вы только захотите или идти туда, куда сами решите. Так устроена жизнь. Законы существования Вселенной такие же, как и для нашей жизни. Дхарма это слово, означающее взаимосвязи жизней во Вселенной. В Конго Дзэн мы говорим о сущности Вселенной. О сути всего сущего. Мы верим, что всё в этом мире существует благодаря сущности бытия. Это причина нашего бытия. Другими словами, в мире нет ничего бесполезного. В философии Конго Дзэн говорится, что наш дух происходит от Дхармы. Наше тело от наших родителей. Ваш дух естественным образом связан с теми дарами. Но это не останавливается на вашей матери или отце. Это распространяется и на их родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. И так далее, аж до древних времён. И так будет продолжаться бесконечно, передаваясь из поколения в поколение. Каждый из нас является частью Великой Вселенской жизненной цепи. Все жизни равны. В этом смысл нашего духа. Жизнь непредсказуема и это бросает вызов всем устоям. Осознавание этой удивительной истины является началом философии Конго Дзэн.
Дисциплины «Гё» в Конго Дзэн
Дисциплины Гё в Конго Дзэн помогают сонастроить тело и сознание. Они также применяются во всех повседневных практиках.
Почему мы называем это «Гё» или «дисциплинами»? Мы всегда тренируемся в парах на основе принципа Кумитэ Сютай. Вместе мы становимся сильнее и лучше. Практикуя в парах с удовольствием, мы вместе развиваемся. Таков смысл «Гё».
Но есть еще кое-что. Одним из значений наших дисциплин является помощь нашему развитию, а другим — наличие учебной программы — Камоку. Она нам говорит, ЧТО нужно практиковать. Сегодня попрактикуем котэ нуки. А теперь на основе котэ нуки, изучаем гяку готэ. Kамоку помогает в пошаговом обучении. Вы можете увидеть, как узнаёте всё больше и больше, восходя по ступеням. ЭТО уникальный аспект Сёриндзи Кэмпо. Знаете, что в этом такого уникального? Нетрудно догадаться… Кумитэ Сютай. Во многих других школах боевых искусств целью является победа над соперником. Весь смысл в победе. Цель состоит в том, чтобы победить соперника. Но наш путь состоит в другом — сделав друг другу Гассё рэй и практикуя совместно приёмы, мы можем вместе совершенствоваться с удовольствием. Вот в чём суть Сёриндзи Кэмпо.
И ещё одно… У нас сейчас есть Камоку. 60 лет назад, когда Кайсо основал Сёриндзи Кэмпо, первое что он сделал, это было Камоку. В чём уникальность нашего Камоку? В других школах боевых искусств награждают, если победить 10 соперников. Если ещё больше, то ещё лучше. Но мы не оцениваем своих учеников по тому, сколько противников они победили. Камоку помогает неуклонно добиваться прогресса. Вы делаете успехи, если обучаетесь очередной технике. Эта система помогает каждому обрести мотивацию стать лучше, потому что вы практикуете это в паре и вы не одиноки. Вы постоянно вдохновляете друг друга стараться больше. В сотрудничестве вы оба становитесь лучше. Вот почему Сёриндзи Кэмпо является Гё, дисциплинами Дзэн.
Исходная точка Конго Дзэн
С какой целью Кайсо Со Досин основал Сёриндзи Кэмпо? Почему? Что явилось отправной точкой?
Истоки Сёриндзи Кэмпо тесно связаны с устремлениями Кайсо. У него были подлинные идеалы сделать мир лучше. Для реализации такой сложной задачи, Кайсо обучал людей с такими же идеалами и этим содействовал её воплощению. Он основал Сёриндзи Кэмпо, чтобы воспитать людей с такими способностями. Так всё начиналось... Это было первопричиной.
Как воспитать таких людей? Кайсо искал ясного понимания, ЧТО зарождает в людях идеалы, которые могут изменить мир?
Уверенность в себе. Вы обучаете их так, чтобы они почувствовали уверенность в себе. Сила веры в себя. Это отличается от высокомерия или эгоизма. Кайсо хотел воспитывать в людях уверенность в себе, мужество действовать согласно своим идеалам, без высокомерия. Он стремился воспитывать людей не эгоистичных, но и не лишённых чувства собственного достоинства, а людей, имеющих прекрасные идеалы и терпение. Людей, которые безустанно бы трудились, чтобы стать ещё лучше.
Мы хотели бы, чтобы первым шагом на пути становления себя в качестве такого человека, вы стали уверенным в себе человеком, не-эгоистичным, гармонично взаимодействующим с другими. Осуществление дисциплин Гё в Сёриндзи Кэмпо поможет вам достичь уверенности в себе.
Методы осуществления Гё в Конго Дзэн
Есть 2 метода осуществления Гё. Одним из них является Эккин Гё, это физические тренировки боевых приёмов. Во время практики вы развиваете себя, как физически, так и ментально. Вы меняете себя с помощью физической тренировки. Как я уже сказал, это является первичной целью. Изменить себя. А Эккин Гё означает изменить себя через физическую подготовку.
Другим методом является Чинкон Гё или медитация. Во время Чинкон Гё мы говорим: «Именно я являюсь опорой себе». С какой целью мы практикуем Чинкон Гё?
Чинкон Гё состоит из неподвижного сидения и повторения текстов Сэйку, Сэйган во время медитации. В то время как сидите неподвижно, с закрытыми глазами, есть вещи, которые связаны с вами, над которыми можете глубоко созерцать. Вот почему мы осуществляем Гё, практикуем медитацию. Когда вы медитируете, вы можете узреть истинного себя и ваш дух станет спокойным. Это позволяет достичь способности к самопознанию. Достаточно ли я силён, вежлив, добр или мудр? После медитации вы можете тренироваться с большей осознанностью. Это одна из наших основных задач. Вы стараетесь быть искренними. Могу ли я стать лучше? Может быть, я ещё не достаточно хорош и мог бы стать лучше. Если вы это видите, то у вас есть возможность для дальнейшего развития, вы будете мотивированы для подобных изменений. Это один из видов осознавания себя, которые мы стремимся в вас развивать.
Существует еще кое-что, о чём вам следует знать. Речь идёт о вашем потенциале, о возможностях, с которыми вы родились. Вы можете его раскрыть, если захотите. Неправильно думать так: «Даже если я попробую, то всё равно не смогу ничего достигнуть». Если вы захотите что-то в себе изменить, то сможете это сделать. Если будете усердно трудиться, то всегда найдёте способ достижения этой цели. Вы получили дух от Дхармы. Осознавайте важность этого.
Распространение Учения Конго Дзэн
Каждая религия старается распространять своё Учение, чтобы привлечь людей к собственному образу мысли и действия. Как я уже говорил ранее, Сёриндзи Кэмпо началось с искреннего желания Кайсо объединить активных и ответственных людей, для того, чтобы сделать мир лучше. Такой мир возможен только тогда, когда люди станут лучше. По сути говоря, нашей целью является обучение людей. Мы стремимся помочь людям узнать наши идеалы. И для этого есть много различных способов.
Задумывались ли вы, как можно стать человеком с идеалами?
Вы можете узнать наши ценности без использования таких терминов как Дхарма или Конго Дзэн. Мы хотим показать вам как бесценна жизнь. Хотим, чтобы вы ясно понимали, что каждый из вас обладает этим драгоценным даром жизни. И на основе этого, вы сможете изменить себя и окружающий мир. Необходимо активно действовать, чтобы объединить эти важные истины.
Один из таких способов — приходить в Додзё, должным образом медитировать каждый раз, слушать наставления учителя и добросовестно постигать Учение. В этом можно без напоминаний учителя самостоятельно убедиться на тренировках.
Распространение и постижение Учения неотделимы от дисциплины Сёриндзи Кэмпо. Это довольно просто. Сёриндзи Кэмпо не для самоединения. Оно для того, чтобы воспитывать лидеров для общества. Вот почему я хотел бы попросить родителей, сидящих сзади, прямо сейчас присоединиться к нашему Движению.
Можем начать с чего-то совсем простого. Как говорил когда-то Кайсо: «Все великие достижения начинаются с малых». Взгляните внимательно вокруг и найдите то, что в пределах ваших возможностей. Всегда есть то, что требует улучшения. В действительности вы многое можете изменить. Найдите то, на что вы можете повлиять, и так шаг за шагом.
Абсолютно нормально, что это совсем маленькие и незначительные вещи. Делайте то, что вам сейчас под силу.
Когда вы следуете этому Пути, вы начинаете встречать людей с такими же жизненными идеалами. Я хочу, чтобы вы ясно понимали задачу и подлинный смысл наших действий, а также начали делать всё возможное, чтобы реализовать нашу миссию.
Как смочь сделать то, чего не мог делать ранее?
Делайте это снова и снова. Просите свою семью о поддержке. Если у вас есть проблемы с Кякка сёко, ваша семья может в этом помочь. Предположим, у Сайто есть проблемы с приветствием людей… В таком случае его семья может подсказать ему, и тогда ему следует исправлять это каждый день. Собственно, так вы изучаете приёмы. Каждый день, повторяя их мало-помалу. К тому же, вы практикуете в парах — Кумитэ Сютай. Вы делаете это со своими друзьями.
Вот, к примеру, ты друг Сайто, согласен? Вы можете указывать друг другу на хорошие и плохие моменты. Так, будто вы укрепляете свой собственный дух. Вы должны научиться громко говорить «Доброе утро!», «Добрый день!», «Спасибо!». Вы тренируете это каждый день, так же, как в Кумитэ Сютай вырабатываете громкий киай.
Понимать что-либо и смочь это сделать — это разные вещи. Если вы не делаете того, что уже понимаете, то это тоже самое, что не мочь этого сделать. Поэтому необходимо сделать частью своей жизни то, что вы уже начали понимать. Вам необходимо прикладывать усилия самостоятельно. Если это слишком трудно для вас, тогда попросите о помощи Сайто. Попросите его «поставить ровно обувь», когда вы кричите «Доброе утро!». У каждого из нас есть то, что требует улучшения, шаг за шагом. Я хотел бы, чтобы вы это услышали и поразмышляли над этим. Вы сможете делать только то, что является вашей второй натурой. Точно так же, как и ваша техника.
У вас есть проблемы с приветствием людей и вы знаете, что должны это исправить. Знаете, но не делаете этого. Я думаю, что это тоже самое. Таким образом, когда вы намереваетесь что-либо сделать, не ставьте перед собой слишком большие задачи. Делайте это снова и снова, пока это не станет частью вас самих. Поступая так каждый день, люди вокруг вас начнут меняться в лучшую сторону. А в центре этого положительного изменения — вы, в качестве лидера. Это именно то, о чём мечтал Кайсо, когда начинал Сёриндзи Кэмпо. Он хотел, чтобы каждый из вас был лидером, который мог бы положительно влиять на своё окружение. Он хотел, чтобы вы были в состоянии заботиться о себе, но он не хотел, чтобы вы были одиночками.
Это еще один из многих принципов Сёриндзи Кэмпо. То, что может сделать один человек всегда имеет ограничения. Сбор мусора и подметание улицы, приветствие друг друга или высказывание своего мнения о том, что неправильно. Если вы делали это сами, оно ограничено, даже если вы были в состоянии сделать это самостоятельно. Было бы ещё хуже, если вы это выполнили только потому, что все остальные так поступают.
Речь идет об отсутствии самоощущения. Я считаю, что мерой качества лидера является его способность привлекать и воодушевлять других. Он или она являются центром вдохновения и притягательной среды. Мы хотим, чтобы вы приобрели такие качества лидерства через искреннюю ежедневную практику.