Моя встреча с Кайсо
Садо Масанао
Впервые я встретил Кайсо летом 1952 г. Я говорю "встретил его", хотя я был всего лишь одним из членов администрации префектуры Кагава, которых собрали послушать его лекцию "Путь жизни Японии" и посмотреть эмбу Сёриндзи Кэмпо. Я пришёл туда без особых ожиданий, но он произвёл на меня огромное впечатление.
В то время Япония окончательно уходила прочь от поражения в войне, и реконструкция деловой части города Такамацу от ран бомбёжек была в самом разгаре. Большинство жителям города всё ещё недоставало мест для проживания, и было мало еды. Основываясь на сегодняшней диете, я уверен, что трудно вообразить как бедно мы питались в те времена. Более, чем чего-либо, нам недоставало сильной скалы убеждений, на которой необходимо было начинать основывать наши жизни духовно.
Старый путь мышления военных лет был выброшен как груда мусора и мы были окружены построением нового общества, основанного на демократическом мышлении. Наш недостаток опыта в демократии оставил нас несведущими как достичь демократии правильно, и общество было в суматохе. Это значило, что каждый, кто имел достаточно сильный голос или каждый, кто был силён, мог делать, всё, что ему захочется. С организациями - аналогично, - в любой момент рабочий профсоюз мог объявить забастовку и снова наступал хаос. Это был мир, построенный для сильных людей и для тех, кто "был себе на уме".
Среди такого положения дел, появился единственный человек в зале префектуры, который собрал нас всех вместе и дал нам лекцию. Свою речь он начал с начальной точки проблемы, с которыми мы столкнулись, ярко проиллюстрировав нашу слабость как японцев, объяснил нам природу людей и путь, которым нам следует жить, основанный на его собственном опыте в жизни.
Он особенно фокусировался на объяснениях через примеры как слабы были японцы, которые называли себя правителями и недостаток в костях общества среди равных; он показал нам детально позитивные характеристики китайцев, которых мы тогда так презирали.
Кайсо рассказал нам, что молодёжь, которая серьёзно намеревается стать будущим оплотом Японии, должна быть физически сильной и духовно определённой, и если такая молодёжь будет сотрудничать, то Япония вновь будет процветать. Если мы, азиаты, будем делиться доброй волей и работать вместе, то мы предпримем первые большие шаги к миру.
Он объяснял, что Сёриндзи Кэмпо было средством воспитывать молодёжь для этих задач. Приёмы восхитили нас и он сказал, что духовная основа для современной Японии - это учение Будды, которое идёт вместе с этой техникой. Он язвительно критиковал японский "храмовый буддизм", говоря, что мы ненайдём настоящее учение Будды в его приделах. Конечно, я был восхищен внутренней силой такой речи и изумительными приёмами, увиденными там. Но более всего меня удивило то, что он смог в то время встать и сказать такие вещи публично.
Я впервые встречал такого человека. Теперь я знаю, что правильно и что надо делать. Я присоединился к Сёриндзи Кэмпо, осознавая, что это именно тот путь, который я должен поддерживать.