Исторический период

Древнее искусство Сёриндзи Кэмпо получило широкую известность лишь в сравнительно недавнее время, хотя истоки его теряются в истории Индии почти пять тысяч лет назад История развития этого искусства полна динамизма. Множество основных приемов сохранилось до наших дней, но современная их форма отличается от древнеиндийских прототипов. Посредством связи с буддизмом, усвоения элементов других видов борьбы без оружия и всевозможных культурных взаимовлияний Сёриндзи Кэмпо постепенно приобрело свой нынешний вид.
На определенном этапе своего развития человек неизбежно приходил к изобретению приемов боя без оружия. Эти приемы существовали во всех древних цивилизациях, в одних — более разработанные и эффективные, в других — менее. По различным причинам некоторые из них забылись и исчезли, в то время как другие пережили множество государств и сохранились в виде связных систем. В Индии около пяти тысяч лет назад существовала одна из древнейших систем кэмпо. Об этом свидетельствуют сохранившиеся настенные росписи и другие реликвии этой эпохи. Ко времени основания буддизма индийское кэмпо существовало уже в виде упорядоченного искусства. Говорят, что сам Будда был настолько поражен его эффективностью в достижении единства ума и тела, что включил его в свое учение. Однако в дальнейшем кэмпо развивалось вполне независимо.
Несмотря на то, что буддизм был занесен в Китай скорее всего во времена династии Поздняя Хань (25 — 220 г.г. н.э.), кэмпо попало в Китай много позднее. О том, когда именно буддизм появился в Китае, существует множество предположений. Согласно буддийской традиции, это произошло в 64 году н.э., когда император Минди отправил в Индию послов для приобретения буддийских сутр и изображений. Но известно также, что усвоенный тогда вариант буддизма уже сильно отличался от индийского прототипа, который к тому времени достаточно сильно изменился вследствие ассимиляции многих чужеродных культурных элементов Буддизм, укоренившийся в то время в Китае, проповедовал спасение посредством веры и придавал большое значение метафизическим спекуляциям. Возможности попасть в рай после смерти уделялось гораздо большее внимание, чем достижению совершенства в этом мире.
Двадцать восьмой патриарх буддизма Дарума (Бодхидхарма), наблюдая упадок истинной веры в Китае, попытался проповедовать истинное учение Буллы. Эго было в конце 6 века н.э. Он отправился из Индии в путешествие ко двору У-ди, царствовавшего в государстве Лян и имевшего репутацию великого покровителя буддизма. Но поскольку течение буддизма, к которому принадлежал У-ди, было достаточно формализованным, владыка не понял Бодхидхарму, проповедовавшего медитацию и интуитивное понимание. Но многие сомневавшиеся и разочарованные в тогдашнем буддизме объединились вокруг патриарха. Будучи изгнанным из государства Ляп, Бодхидхарма ушел в государство Вэй и в конце концов осел в монастыре Сёриндзи (Шаолинь-сы) неподалеку от Лояна, в нынешней провинции Хэнань. Буддизм, преподававший­ся в этом монастыре, стал известен под именем Чань (в японском чтении Дзэн).
С самого начала кэмпо не считалось исключительно военным искусством, но ставилось на один уровень с дзадзэн (медитацией сидя) и воспринималось как аскетическая практика. Кэмпо также считалось необходимым для преодоления ослабления тела при длительной дзадзэи. Буддизм, принесенный в Китай Бодхидхармой, одинаково ценил кэмпо и дзадзэн. Кэмпо не было придумано монахами как средство для зашиты имущества храма, как многие неверно полагают. Однако позднее кэмпо оказалось гораздо более эффективным, чем практика дзадзэн, ставшая основой духовного развития. В результате Шаолинский монастырь прославился не как центр Дзэн, но как школа военного искусства. В дальнейшем кэмпо, появившееся в Шаолинь, была известно под различными именами.
Несмотря на то, что многие сомневаются в достоверности легенды о Бодхидхарме, существуют доказательства, подтверждающие многие ее аспекты. Например, стенные росписи, которые до сих пор можно увидеть в Шаолиньском храме, изображают темнокожих, возможно индийских, монахов, занимающихся кэмпо вместе с китайцами. Эго может служить подтверждением мнения об индийском происхождении шаолиньского кэмпо.
Военное искусство, практиковавшееся в Сериндзи, держалось в секрете и преподавалось только монахам этого монастыря, поскольку кэмпо считалось неотделимым от Дзэн. Иными словами, оно первоначально не было исключительно военным искусством. Более того, поскольку кэмпо было чрезвычайно эффективным, оно становилось опасным в руках дурных людей или тех, кто не понимал его истинного смысла. Позднее власти неоднократно сжигали Шаолинь и подвергали преследованиям его монахов. В те времена ношение оружия было запрещено, и монахи, обученные в Шаолинь, считали своим долгом преподавать кэмпо людям для зашиты от разбойников и продажных чиновников. Именно поэтому кэмпо, утерявшее связь с Дзэн, распространилось среди населения многих областей Китая Уже не называясь в это время Шаолиньским, кэмпо прочно утвердилось во многих провинциях и стало известным под различными именами И хотя техника передавалась от одного знатока к другому, связь, храма с дальнейшим развитием кэмпо практически невозможно проследить. Шаолинь был разрушен при императоре У-ди династии Северная Чжоу в результате проводившейся тогда антибуддийской политики. Он был восстановлен во время династии Суй (589 — 618), но не существует доказательств того, что кэмпо и далее практиковалось в этом или в других монастырях. Количество монахов выросло во время династии Тан (618 — 907), и они, скорее всего, действительно участвовали в подавлении нескольких мятежей, но нет фактов, подтверждающих, что они владели кэмпо. Скорее всего, кэмпо полностью исчезло в месте своего появления в Китае и сохрани­лось только в народе.
Начиная с эпохи Поздняя Сун (947 — 1279), и вплоть до эпохи Цин (1662 -1912), кэмпо расцвело настолько сильно, что это время иногда называют золотым веком военных искусств. В китайских хрониках эпохи Сун упоминаются имена многих мастеров кэмпо. В эпоху Юань (1279 — 1368) в восстаниях участвовало такое множество владеющих кэмпо людей, что императоры проводили политику запрета военных искусств. Восстание 1620-х годов в провинции Сычуань, направленное против династии Мин, возглавлялось мастерами кэмпо. Кэмпо было ядром народного сопротивления маньчжурской династии Цин. Последняя, как и многие предшествующие династии, издавала эдикты, запрещающие кэмпо, но, несмотря на гнет властей, военное искусство не потеряло своей жизненной силы.
После строгого указа 1730 года, когда казалось, что кэмпо вовсе исчезнет или останется в искалеченном виде, дело продолжили многочисленные тайные общества. Императорское правительство не признавало политических партий и каких-либо других узаконенных органов народного протеста, и тайные общества в течение долгого времени служили целям защиты и взаимопомощи, особенно во времена усиления гнета. Многие из них создавались на основе религиозных сект, но чаше всего объединение происходило на почве занятий кэмпо. Тайные общества, как правило, увеличивали свою активность на конечных этапах существования династий.
Восстание боксеров 1900 года стало результатом действий нескольких тайных обществ, объединившихся для осуществления, обшей цели — построения государства на основе справедливости и гармонии. Сначала восставшие выступали против династии Цин, но в конце XIX столетия, вследствие смены настроений в народе, они направили свои действия против иностранных колонизаторов и стали более или менее процинскими. Вдовствующая императрица и ее советники на первых порах поддерживали боксеров, но позднее, когда разгром восстания стал неминуем, выступили против него. Без императорской поддержки восстание боксеров потерпело крах, и с его разгромом кэмпо в Китае пришло в упадок. В 1900 году китайское правительство принято эффективные меры для запрещения занятий кэмпо. Оно закрыло все залы для занятий, казнило руководителей и безжалостно искоренило кэмпо. Не возродилось кэмпо и под властью коммунистов. На Всекитайском турнире по военным искусствам, проходившем в Пекине в 1956 г. лишь некоторые упражнения, могли бы послужить доказательством того, что кэмпо имело место в китайской военной традиции.
Та форма китайского кэмпо, которая считается занесенной в Японию я эпоху Камакура (1192 — 1333), была скорее набором физических упражнений, чем военным искусством. Хотя позднее, после каждого восстания или смены династии в Китае, монахи патриоты и повстанцы, искавшие убежища в Японии, приносили с собой многие разновидности кэмпо, которые укоренились и выросли в существующие ныне японские военные искусства, среди них не было кэмпо в его чистом виде. Поскольку первоначально кэмпо было тесно связано с Дзэн, кажется странным, что это военное искусство не было принесено в Японию вместе с религиозной философией. Этого не произошло потому, что после раскола китайского Дзэн-буддизма на северную и южную школы доктрины дзэн подверглись изменениям. Этот раскол произошел при Хуэй-нэне, пятом преемнике Бодхидхармы. Следующая его традиции южная школа, перенесенная впоследствии в Японию, утверждает, что все люди рождаются с природой Будды и могут поэтому обрести просветление, не прибегая к непрерывному процессу аскетической тренировки. По этой причине южная школа не признает кэмпо необходимым для достижения высшего уровня понимания.